НДИТА "Алтын туйун"
Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Манаса, 1
rdita.at@gmail.com
+ 996 (312) 31-58-47, 31-58-74

Реализация Концепции: что сделано, а что предстоит?

28 февраля 2019 года в РДИТА «Алтын туйун» прошел семинар-совещание «Об оптимизации выполнения комплексных мер Министерства образования и науки Кыргызской Республики по реализации «Концепции технического образования школьников на современном этапе».  В нем приняли участие специалисты районных, городских отделов образования и директора образовательных школ и внешкольных организаций дополнительного образования Чуйской области – всего 58 человек. Директор РДИТА «Алтын туйун» Бапанова Ж.Б. подвела краткие итоги выполнения комплексных мер МОиН КР по реализации «Концепции технического образования школьников на современном этапе» в образовательных организациях Чуйской области. Руденко Л.С., методист академии, познакомила участников семинара с организационно–методическими рекомендациями по оптимизации технического образования школьников в свете Концепции.

Самсалиев А.А. – зав. кафедрой «Современ-ное научно-техническое творчество школьников» РДИТА «Алтын туйун», к.т.н., доцент, рассказал о современных технологиях организации мероприятий как ресурсе развития личности ребенка и приобщения его к техническому образованию. Арзыбаев А.М. – преподаватель РДИТА «Алтын туйун», к.т.н., доцент, познакомил присутствующих с образовательными экспериментами, проводимыми РДИТА «Алтын туйун» по развитию инженерно-технического образования. Шумейко А.В. – зав. информационно-техническим отделом, сделала краткий обзор учебных программ технических кружков РДИТА, а Бычкова В.В., руководитель пресс-центра академии, рассказала о навигации на сайте «Алтын туйуна», электронной библиотеке и цифровом учебно-методическом комплексе. После основных выступлений докладчиков каждый желающий мог задать интересующие его вопросы. В результате получился очень интересный и содержательный диспут.Узденова М.А., главный специалист районного отдела образования Аламединского района, подняла проблему штатного расписания школ и заработных плат преподавателей кружковой деятельности: «Все мы выходцы из советской школы. Если посмотреть расписание того времени, то в нем было несколько штатных единиц внеклассной работы и, в том числе, на технические кружки, которым уделялось большое внимание. Раньше у нас в районе был Дом пионеров, и все руководители кружков преподавали в школах. Они вели кружки технического образования, гуманитарного, спортивного и т.д. Зарплату педагогам платил Дом пионеров, а школа доплачивала полставки. Тогда у нас был результат - работало много кружков. На сегодняшний день, увы, этого нет. У нас нет ни одного технического кружка. После Вашего визита, Жаркын Базановна, мы обсуждали сложившуюся ситуацию. В этот же день разослали Концепцию, но, к сожалению, на сегодняшний день, чтобы сдвинуться с мертвой точки, мы можем кружок открыть, но кто будет это финансировать и где найти кадры? Я сама - бывший директор школы. В 2012 году мы заключили договор о сотрудничестве с НАН КР. Начинали с геолого-почвенного института: наши дети ездили туда один раз в неделю, а их преподаватели по биологии приезжали к нам. Однако, когда мы не смогли находить деньги, чтобы оплачивать проезд детей и преподавателей, наш проект закрылся. Сегодня мы поддерживаем связь с НАН КР, но этого не достаточно. В нашем селе Кара-Жыгач живут молодые ученые. Один из них, кандидат математических наук, преподает в школе, но дальше этого у нас не идет. На мой взгляд, необходимо постараться внести изменения в штатное расписание школ. У нас в одной школе на 2,5 тысячи учащихся всего три ставки кружковой работы, у кого-то вообще одна ставка. И как можно в таких условиях объять необъятное?».
Полосина Т.Н., директор ЦДЮТ г. Чуй-Токмок, координатор внешкольных учреждений дополнительного образования, на своем примере показала, что не нужно искать оправдания и виноватых, нужно действовать и самому искать возможности для развития и открытия новых кружков: «Все восторгаются тем, что у меня 1000 часов, но вы бы спросили с чего я начала. Я начинала с 500 часов. Я никогда не поверю в то, что Министерство образования и науки КР не идет на то, чтобы у вас открывались кружки. Я бы хотела рассказать вам, какой путь мы прошли и какие методы использовали: сначала нужно провести опрос родителей на местах. То есть первая информация, которой вы должны владеть – сколько детей у вас будет в кружке и сколько часов вам необходимо на этот кружок. У вас у всех есть свои заведующие, которые должны изучить ситуацию  и после этого написать пояснительное письмо в МОиН КР. Затем там рассматривается вопрос об открытии или закрытии данного кружка. У вас есть Айыл Өкмөтү, мэрия, которые могут оплачивать ставки. Уважаемые директора, присутствующие здесь, у вас есть такое дополнительное направление, как платные услуги. Но вы их просто не открываете. Вы их не хотите открывать, и я прекрасно понимаю, почему - потому что первыми вас придет проверять счетная палата. Именно поэтому многие отказываются от дополнительных платных услуг, хотя именно они вам позволяют открывать не только технические кружки, но и гуманитарные и декоративно-прикладные, а также спортивные кружки, которые не касаются волейбола, баскетбола, тенниса – это шахматы, таэквандо и т.д. Мы сами говорим «нет» возможностям, потому что не можем или не хотим, боимся проверок и трудностей. Также многие из вас говорят о том, что нет возможности ЦДЮТам, ДОЦам работать на базе школ. Я опять этому не поверю. Собирая внешкольных директоров, я им говорила, что, согласно «Положению о внешкольных организациях», мы имеем право открывать кружки даже в ЖКХ. Это согласуется договором. Мои педагоги и мои часы из ЦДЮТа работают на базе 12 школ. Наши отношения с директорами школ согласуются договором и расписанием. Контроль веду я. Оплата идет через ЦДЮТ. Преподаватели математики, физики и т.д. открывают свой кружок в школе и получают зарплату из ЦДЮТ. Здесь есть представители гимназии № 1. Из дополнительных платных услуг у них открываются кружки по тем предметам, которые важны при подготовке к олимпиадам областного и республиканского уровня. И это большое подспорье для школ. У нас другая  проблема – согласно штатному расписанию, у нас в районах, у завуча ставка 0,5 и при 29 кружках она сидит на такой крошечной зарплате. Но самое страшное, что мы можем открыть кружок только при наличии 30 детей. Как я могу открыть радиотехнический кружок, если у меня всего 15 детей интересуются этим направлением? Вот в чем проблема. Почему, например, секциям олимпийского резерва можно открываться, имея от 20 до 25 детей, а нам нет?!».
Бабаева М.К.,  директор ДОЦ г. Кант подняла проблему нехватки специалистов: «Да нам, повезло с мэром, он очень нас поддерживает. Именно поэтому сегодня у нас 29 кружков, 580 часов. Однако, мы не можем открыть технические кружки, потому что нет специалистов и к тому же технические кружки требуют больших затрат. Мы конечно будем стараться, но хотелось бы, чтобы вузы помогали нам со специалистами».

Подводя итоги семинара-совещания директор РДИТА «Алтын туйун» Бапанова Ж.Б. сказала о том, что каждый директор, руководитель должен искать возможности для развития технического творчества на местах самостоятельно и пообещала вынести наиболее острые вопросы на обсуждение депутатов ЖК КР и МОиН КР.

«Это был замечательный семинар. На нем были рассмотрены очень важные вопросы и проблемы. Такие предметы, как физика, химия, математика действительно сегодня не так популярны. Наверное, все дело в том, что мы не прививаем с детства любовь и интерес к этим предметам. Именно поэтому сегодня и педагогов по этим дисциплинам крайне мало. Но все в наших руках. Если ребята с детства будут заниматься техническим творчеством и изучением естественных дисциплин, то эта проблема в будущем отпадет сама собой!», - поедлилась впечатлениями Низамудинова Фарида Худжа-Ахмедовна, директор Ново-Покровской школы-лицея №2.

«Я сама по образованию химик и считаю, что естественно-техническое образование просто необходимо. Очень обидно, что в последнее время ему уделяют мало внимания. В школах огромная нехватка педагогов по физике, химии, информатике, астрономии. Может нужно заключать договоры с вузами, чтобы ребята поступали туда на льготных основаниях, но потом возвращались по месту жительства и работали в школах. Мероприятие очень понравилось, и понравилась сама академия. Я впервые у вас в гостях.  Большое спасибо за приглашение!», - поделилась впечатлениями Князева Татьяна Викторовна заместитель директора по УВР Ивановской школы-гимназии №1 Ыссык-Атинского района.