V Съезд учителей и работников образования государств-участников СНГ

С 11 по 12 октября 2018 года в столице проходил V Съезд учителей и работников образования государств-участников СНГ, темой которого является "Развитие образовательных систем государств-участников СНГ в контексте целей устойчивого развития". В нем приняли участие более 480 делегатов из Казахстана, Республики Беларусь, России, Армении, Туркменистана и Таджикистана. В составе делегаций  были учителя и работники образования различных направлений. В нашей академии проводилась секция по внешкольному образованию «Новые задачи и механизмы управления дополнительном образованием детей и молодежи. Новые подходы в содержании и организации воспитания в образовательных организациях стран СНГ». В ней приняли участие 102 специалиста. 


Торжественное открытие Съезда состоялось в Государственной Резиденции «Ала-Арча». Открывала Съезд председатель Совета  по сотрудничеству в области образования государств–участников СНГ, Министр образования и науки Кыргызской Республики Кудайбердиева Гульмира Каримовна. Затем с приветственной речью к участникам обратился Президент Кыргызской Республики Жээнбеков Сооронбай Шарипович. С приветствием от имени Председателя Исполкома СНГ – Исполнительного секретаря СНГ Лебедева С.Н. - в адрес участников Съезда выступил директор департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ Сазонов Алексей Андреевич. После Первого пленарного заседания, участники съезда отправились на места проведения секций. В РДИТА "Алтын туйун" проводилась секция по внешкольному образованию «Новые задачи и механизмы управления дополнительном образованием детей и молодежи. Новые подходы в содержании и организации воспитания в образовательных организациях стран СНГ». В ней приняли участие 102 специалиста.  Модераторами секции выступили Мусина Дария Сапарбековна – директор республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» (Кыргызская Республика) и  Байбородова Людмила Васильевна – профессор, доктор педагогических наук, директор института педагоги и психологии, заведующий кафедрой педагогических технологий  Ярославского Государственного педагогического университета (Российская Федерация). После приветственного слова Мусиной Д.С. перед участниками съезда выступила директор РДИТА "Алтын туйун" Бапанова Ж.Б.

Поприветствовав участников Съезда, Жаркын Базановна предложила обменяться позитивным опытом работы, сообща обсудить сегодняшние проблемы в системе внешкольного дополнительного образования. В ходе своего выступления она затронула проблему соответствия и адаптации современной школы к сегодняшнему уровню развития науки, техники и технологий. Жаркын Базановна рассказала иностранным коллегам о том, что в трудные перестроечные времена в силу объективных причин охват детей техническим творчеством в Кыргызстане резко сократился и составлял всего 0,5%. В этих условиях нужно было срочно менять подходы к организации технического творчества. В связи с этим РДИТА «Алтын туйун» решила внедрить в свою работу новые, интересные для детей формы. Так в 1998 году был дан старт республиканскому молодежному конкурсу «Мы -интеллектуалы XXI века», который в прошлом году отметил свой 20-летний юбилей! С целью популяризации технического творчества по линии Министерства образования и науки КР в Кыргызстане уже более 20 лет проходит Неделя науки, техника и производства. Набирает обороты республиканская научно-техническая олимпиада школьников «Наука + Изобретение = Техника». Также в РДИТА большое внимание удиляется астрономическому и космическому образованию. Клуб «Созвездие» - центр этой работы. По большому счету, можно считать, что РДИТА возрождает в республике астрокосмическое образование. «Алтын туйун» открыла летнюю астрономическую школу на Иссык-Куле, проводит астрономические турниры. Наши дети проходят стажировку в международном космическом лагере в Турции, побывали на «Байконуре». Особое место занимают олимпиады по астрономии. РДИТА стала дважды устроителем международных олимпиад: Азиатско-Тихоокеанской и XIX международной, в которых приняли участие 25 государств. Среди них такие, как:  Италия, Швеция, Сингапур, Южная Корея, Индонезия, Индия, Пакистан, Россия и многие другие. Большой популярностью пользуется республиканский конкурс «Папа, мама, я – техническая семья!». Классическим примером интеграции базового школьного и дополнительного образования является республиканская математическая олимпиада «Юные пифагоры в мире техники».

Повышению профессионального и педагогического уровня способствуют проводимые РДИТА научно-практические конференции, семинары–совещания с руководителями органов образования и внешкольных организаций дополнительного образования, педагогические форумы по стратегии развития и оптимизации технического образования, внедрения в учебный процесс цифрового образования. Только за прошедший год в «Алтын туйуне» прошли обучение по использованию интерактивной доски в учебно-воспитательном процессе 150 педагогов республики!

Десять лет существует на озере Иссык-Куль лагерь «Технодром – Алтын-туйун». Мы называем его «Планета творчества». Это уникальная возможность для детей совмещать занятия проектной, изобретательской, конструкторской, творческой деятельностью с увлекательным досугом и оздоровительной программой.Лагерь проводится совместно  с КГТУ им. И. Раззакова  и  КРСУ им Б. Ельцина. За эти годы «Технодром» поистине стал лабораторией по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Проекты, начатые в лагере, имеют логические продолжение в учебном процессе академии. За годы существования в "Технодроме"  обогатили свои технические знания и поправили здоровье 1500 учащихся. Благодаря популярным массовым мероприятиям, таким как «Мы - интеллектуалы XXI века», Неделя науки, техники и производства, различным олимпиадам и турнирам стремление учащихся получить технические знания превратилось в детско-юношеское движение, в котором участвуют свыше 300 тысяч школьников республики.

После Ж.Б. Бапанова рассказала участникам форума о разработанной в РДИТА  «Концепции развития технического образования школьников на современном этапе». Мониторинг современного состояния дел по техническому творчеству школьников в республике показал, что за последнее время интерес детей к техническим знаниям несколько возрос. К сожалению, центры детского технического творчества в нашей стране не всегда могут удовлетворить возросшие потребности детей: слаба материально-техническая база, ощущается недостаток инженерно-педагогических кадров, отсутствие интернета в большинстве внешкольных организаций дополнительного образования. Такая ситуация привела специалистов РДИТА к необходимости разработать данную Концепцию. Она одобрена международной научно-практической конференцией «Стратегия развития научно-технического творчества и образования учащейся молодежи»,  которая  состоялась в  Государственной резиденции №1 в апреле 2017 года, утверждена приказом Министерства образования и науки КР. Разработаны меры по её  реализации.            

Жаркын Базановна подчеркнула, что в современных условиях научно-техническое творчество не может сложиться без интеграции с новыми технологиями, цифровыми навыками, электроникой, конструкторской деятельностью, 3-D принтерами, 3-D сканерами, проектной и исследовательской деятельностью. Это и явилось обоснованием провести эксперимент по разработке инновационной учебной программы. Цель эксперимента – обеспечить оптимальные условия для специализированной подготовки детей научно-техническому творчеству и изобретательской деятельности, адекватных сегодняшнему  уровню науки, техники, технологий. Для более успешного проведения эксперимента в академии открыт коворкинг-клуб «Изобретатель». Чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса, эксперимент проводится в РДИТА «Алтын туйун» совместно с КГТУ им. И. Раззакова и пилотными школами. Он рассчитан на 3 года. Подготовительный и проектировочный этапы уже закончены. Идет сам эксперимент. Его организаторы уверены, что ожидаемые результаты обеспечат основу к инновационному методу обучения детей научно-техническому творчеству и изобретательской деятельности. Участники Съезда посетили коворкинг-центр с экскурсией.

Кроме этого Жаркын Базановна рассказала о создании специализированных инженерно-технических школ и инженерно-технических классов в нашей стране. Сегодня в столице действуют 82 инженерных класса. Согласно Концепции в столице планируется открытие 4-х инженерно-технических школ. Именно интеграция является одним из самых перспективных инновационных приемов. Она  обеспечивает непрерывность и полноту образования. Третьим звеном этого процесса должен стать технический вуз. Учитывая эти обстоятельства, специалисты РДИТА «Алтын туйун» предложили пилотным школам воспользоваться возможностями академии. Школы № 67 и № 28 г. Бишкек приняли это предложение. Сегодня в академии один раз в неделю занимаются два инженерных класса в рамках учебных программ.

После круглого стола участники Съеда посетили мастер-классы по астрономии и пескографии, выставку творческих работ учащихся РДИТА, а также музей академии. Надеемся, что опыт "Алтын туйуна" будет полезен нашим зарубежным коллегам!