В Кыргызстане открылись первые инженерные классы

22 октября состоялось беспрецедентное для системы образования нашей страны событие: под руководством Министерства образования и науки КР Республиканская детская инженерно-техническая академия «Алтын туйун», Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, школа-лицей №28 и УВК ШГ №67 заключили договор об открытии первых в республике инженерно-технических классов!

Высоко оценивая важность этого мероприятия для  развития технического образования детей и молодежи в нашей стране, в церемонии подписания Договора приняли участие депутат Жогорку Кенеша КР Токторов А.С., зам. зав. отделом Правительства КР Усеков У.А., зав. отделом Министерства образования и науки КР Рысбеков Б.Б., представители Национальной академии наук КР, Кыргызской академии образования, Управления образования мэрии г. Бишкек, КГТУ им. И.Раззакова, КГУ им. И.Арабаева, КГУСТА им. Н.Исанова, КНАУ им. К.И.Скрябина и директора пилотных школ РДИТА «Алтын туйун».

Под влиянием научно-технического прогресса из года в год требования к организации и содержанию учебного процесса возрастают. Современная школа должна соответствовать сегодняшнему уровню развития науки и технологий для того, чтобы давать детям актуальные и востребованные знания. «Задача построения в Кыргызстане новой инновационной экономики и достижения технологического уровня не может быть решена без радикального совершенствования системы образования детей и подростков и, прежде всего, ее технической направленности. В соответствии со Стратегией развития Кыргызской Республики, а также Стратегией образования в КР важными приоритетами социально-экономической политики становятся привлечение молодёжи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Это означает, что образовательные учреждения должны обеспечить не только качественное развитие образования, но и отвечать целям опережающего развития общества», - подчеркнул в своем выступлении Токторов Алмазбек Сатиевич, депутат Жогорку Кеңеша КР.

Но как этого добиться, если нет возможности оборудовать учебные заведения республики по последнему слову техники, обеспечить необходимым станочным оборудованием, дорогостоящими компьютерами и 3-D принтерами? Над решением этой задачи работали специалисты Министерства образования и науки КР совместно с Республиканской детской инженерно-технической академией «Алтын туйун» и КГТУ им. И.Раззакова.

«Известно, что научно-техническое образование детей школьного возраста состоит из нескольких слагаемых: преподавания естественно-математических дисциплин, развития технического творчества и нравственно-психологической подготовленности выпускников школ к профессиональной деятельности. Все эти аспекты призваны умело дополнять друг друга на пути приобретения детьми технических знаний и умений. Решение этих проблем невозможно без интеграции общего школьного и дополнительного образования в единое образовательное пространство, считает зав. отделом МОиН КР Рысбеков Бактыбек Бекташович. - В учебно-воспитательном процессе базовое и дополнительное образование должны быть равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и, тем самым, обеспечивающими единое образовательное пространство. Интеграция является одним из самых перспективных инновационных приемов. Она обеспечивает непрерывность и полноту образования, объединяет разного рода ресурсы – организационные, интеллектуальные, кадровые, финансовые, информационные и технические. Мы должны приветствовать создание на базе РДИТА «Алтын туйун» первых инженерно-технических классов!».

Безусловно, внедрение технического образования школьников – это сложный процесс, который требует детальной проработки всех аспектов. Именно поэтому РДИТА «Алтын туйун» при содействии КГТУ им. И.Раззакова открыла инженерно-технические классы для учащихся УВК ШГ №67 и ШЛ №28 города Бишкек. «За последнее время Министерством образования и науки Кыргызской Республики принято немало решений по развитию технического образования: утверждена «Концепция технического образования школьников на современном этапе», в школьную программу введен новый предмет «Технология», открыты  экспериментальные площадки. Вопрос в том, как это все реализуется. Мерилом проделанной работы являются результаты вступительных экзаменов на технические специальности. Как показывает практика, выбор школьниками технических профессий происходит стихийно. Этот факт свидетельствует о том, что предпрофильная и профильная подготовка в школах реализуется не на должном уровне. Именно открытие инженерно-технических классов позволит нам в определенной степени решить эту проблему», - считает дирекор Республиканской детской инженерно-технической академии «Алтын туйун» Жаркын Базановна Бапанова.

Уже второй год ребята занимаются в «Алтын туйуне» по специально разработанной программе. Специалисты РДИТА и КГТУ им. И.Раззакова преподают им такие дисциплины, как: базовое программирование и алгоритмизация, робототехника и основы автоматизации, развитие логики и мышления, черчение 2-D, 3-D моделирование, основы изобретательского дела и другие. Важным нюансом этой программы является то, что ученики будут проходить практику в учебных лабораториях КГТУ им. И.Раззакова. «С этого года, по Указу Президента Кыргызской Республики С.Ш. Жээнбекова, наша республика взяла курс на цифровизацию, - говорит зав. кафедрой КГТУ им. И.Раззакова, к.т.н. Самсалиев Анвар Амантаевич. - Это значит, что наша задача – готовить квалифицированных специалистов, соответсвующих современному уровню развития науки и техники. Важно начинать уже со школьной скамьи. Именно поэтому возникла идея создания инженерно-технических классов. Наш университет ежегодно улучшает свою материально-учебную базу, имеет современные лаборатории и новейшее станочное оборудование. Здесь ребята из инженерных классов будут проходить практику».

В прошлом году инженерные классы работали в тестовом режиме и после высокой оценки ребят, их родителей и школьных педагогов было решено заключить трехсторонний договор между РДИТА «Алтын туйун», КГТУ им. И.Раззакова и школами-участницами эксперимента. «Наша школа в качестве профильного направления имеет медицину, но не все ребята хотят стать медиками. Отличным решением для нас стало открытие совместно с РДИТА «Алтын туйун» инженерно-технических классов, - рассказала в своем выступлении директор ШЛ №28 Бектурганова Гульмира Исмаиловна. – По итогам прошлого года мы провели анкетирование детей и родительские собрания, чтобы выяснить, нужен ли этот эксперимент. В результате выяснилось, что благодаря занятиям в «Алтын туйуне» многие школьники стали лучше понимать такие предметы, как геометрия, физика, информатика, подтянули свои оценки и стали более уверенно чувствовать себя на уроках. Почти все ребята и их родители выразили большое желание продолжить это обучение. Мы рады, что благодаря РДИТА «Алтын туйун» и КГТУ им. И.Раззакова для наших воспитанников открылись новые перспективы и возможности, ведь закупать дорогостоящее станочное оборудование, конструкторы для робототехники и другие необходимые для технических кружков материалы у нашей школы возможностей нет».

«Я считаю что академия «Алтын туйун» является уникальным учреждений внешкольного образования. Без малого 60 лет она работает на развитие технического творчества в нашей стране. В советское время, когда она еще была Республиканской Станцией юных техников, я занимался в ней с первого класса, - поделился воспоминаниями Бийбосунов Болотбек Ильясович – д.ф-м.н, профессор, зав. кафедрой  КГУ им. И.Арабаева. - Сегодня эта акдемия стоит на передовой дополнительного образования детей и молодежи в Кыргызстане. Здесь ребята могут получать техническое образование и превращать увлечение детства в будущую профессию. Как представитель КГУ им. И.Арабаева я бы хотел сказать, что наш вуз уделяет много внимания точным наукам. Я думаю что наш университет тоже мог бы активно сотрудничать с РДИТА и школами города. Воспитание прогрессивной молодежи – наша общая задача!».

Подводя итоги, участники встречи в своих выступлениях подчеркнули, что создание инженерно-технических классов в школах республики - наиболее оптимальный способ для интеграции общего школьного, дополнительного и вузовского обучения в единое образовательное пространство, способное решить многие проблемы внедрения технического образования молодежи в нашей стране.

Подписание договора о создании первых в республике инженерно-технических классов является основополагающей ступенью на пути создания инженерных школ в Кыргызстане и должно послужить для общеобразовательных учреждений нашей страны примером того, что всегда есть возможность заниматься техническим образованием детей, даже не имея собственной базы. Процветание Кыргызстана невозможно без высококвалифицированных специалистов, а их нужно растить с детства!