История

В декабре 1961 года было принято распоряжение Совета Министров Киргизской ССР об открытии в городе Фрунзе Республиканской объединенной станции юных техников и натуралистов. К этому времени было построено хорошее здание по улице Белинского,1, но оно было пустым и совершенно неоснащенным. Все начинали с нуля. Силами сотрудников здание пополнялось мебелью, станками, оборудованием, материалами за счет средств ЦК ЛКСМ Киргизии. Пекин Николай Николаевич был назначен директором. В первые годы работники сами озеленяли территорию вокруг Станции, на своей машине завозили землю для клумб, которые  и поныне радуют глаз с парадной стороны здания.  Многие из посаженных тогда деревьев также сохранились до наших дней. Изначально здание Станции было двухэтажным, позже по приказу Т.Усубалиева был достроен третий этаж.

Торжественное открытие станции состоялось осенью 1962 года. На нем присутствовали первый секретарь ЦК ЛКСМ К.Кулматов, секретарь ЦК КП Киргизии, секретари ЦК комсомола С.Наматбаев, Г.Чимырбаева, Я.М.Глущенко и  др. На станции занималось 1200 школьников.

Уже летом 1963 года на Комсомольском озере прошли республиканские соревнования по судомоделизму. А на аэродроме — соревнования по планерному, а через год и по ракетному авиамоделизму.

Кадровой основой станции стали опытные сотрудники технического отдела Дворца пионеров столицы. Среди них были: Чеботаев Василий Иванович — участник ВОв, мастер спорта СССР, руководитель авиамодельного кружка; Залозный Андрей Фрументьевич — Мастер спорта СССР, преподаватель судомодельного кружка; Гневашев Рюрик Владимирович — Мастер спорта СССР, руководитель автомодельного кружка; Вигриянов Борис Николаевич — преподаватель судомодельного кружка и многие другие. Среди них было много энтузиастов. Так Лепишев Николай Зиновьевич, руководитель кружка кинолюбителей, сам смонтировал стационарную киноустановку и бесплатно показывал в актовом зале кинофильмы для ребят. Силами кружка автоматики была запущена внутренняя АТС.

С первых дней кружки станции работали ежедневно, по расписанию, без общих выходных. Особенно много кружков работало в воскресенье, и это было очень востребовано и оправдано.  Большой зал второго этажа был оборудован под республиканскую постоянно действующую выставку технического творчества школьников.

В 1963 году райком партии Ленинского района столицы поддержал инициативу снизу о создании клубов для детей и школьников по месту жительства. Первый такой клуб возник в районе Кызыл-Аскера. В полуподвальных помещениях работали несколько кружков, в том числе от нашей станции там работал кружок фотолюбителей под руководством Соловкина Бориса Андреевича.

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1963 году на республиканском уровне отмечалось 100-летие добровольного вхождения Киргизии в состав России. К этой дате была подготовлена очень большая республиканская выставка лучших работ ребят страны. Экскурсоводами были наши руководители кружков. В течение осени ее посетило более 20% школьников города. В этом же году была организована передвижная выставка лучших детских работ в городе Талас. Она проходила в Доме пионеров в течение 9 дней. Ее посетило много школьников и учителей Таласа и его окрестностей. Приезжали ребята из глубинки, а также их привозили на нашей грузовой машине. Это была хорошая идея показать лучшие работы ребят на периферии.

В том же 1963 году на ВДНХ проходила большая выставка достижений народного хозяйства, науки культуры и образования, в который мы принимали активное участие. Выставку посетил первый заместитель Председателя Совета министров СССР Д.С.Полянский. Его сопровождали Т.Усубалиев, Т.Кулатов, Б.Мамбетов.

Министром народного образования был Абдылда Каниметович Каниметов, который станции уделял много внимания. Курировал нас заместитель министра народного образования Турабекова Марьям Маштаевна. По линии ЦК комсомола нашими кураторами были секретарь ЦК Чимырбаева Г.С., зав отделом Гришина М.М. В отделе Гришиной М.М. в числе других работала Руденко Любовь Степановна.

Сотрудниками станции проводились конкурсы, семинары, издавались методические пособия по авиа-, судомоделизму и другим направлениям.

Ныне бывшая Станция юных техников и натуралистов называется Республиканская детская инженерно-техническая академия «Алтын туйун».